Горячая линия

по вопросам энергосбережения

8-800-2000-261

бесплатно круглосуточно

Статьи

Борьба за киловатты: энергоэффективность как оппонент большой энергетики

15 Мар 2013

Энергосервисные компании хотят создать рынок лоббирования своих услуг, заявляя, что генерации и перепродавцам электроэнергии экономия «до лампочки»

Российские регионы постепенно проникаются идеей энергосбережения и пытаются все-таки начать исполнять требования законодательства. Например, еще с 2010 года муниципальные и государственные учреждения обязаны ежегодно снижать объемы потребления ресурсов (воды, топлива, газа, угля, тепловой и электрической энергии) не менее чем на 3%.

По оценке и.о. генерального директора ФГУП «Федеральная энергосервисная компания» Александра Терехова, потенциал энергосбережения России – порядка 9 трлн. рублей, из которых 70% можно освоить за счет внедрения энергосервисных контрактов. Пока они «идут» с трудом – почему так происходит, выясняли участники выездного заседания Научно-экспертного совета при рабочей группе Совета Федерации по мониторингу практики применения 261-ФЗ.

Открывая мероприятие, председатель совета, экс-губернатор Тюменской области Леонид Рокецкий отметил, что в сегодняшней ситуации энергосбережение – это, в первую очередь, забота потребителей – «тех, кто с этой стороны розетки, где нет денег». А производителям «все до лампочки».

«Мы становимся оппонентами большой энергетики, которой нет дела, экономите вы или не экономите – платите только. И появляются эти промежуточные энергопродавцы, структуры, которые бесконечно повышают тарифы. В результате люди думают – экономить нет смысла, если цены на электричество все равно растут. С другой стороны, видимо они достанут повешением тарифа так, что экономить придется. И делать это надо не с лампочки, энергоемкость нашей продукции в 2-3 раза выше, чем в других странах, и это большая проблема», — сказал Рокецкий.

Энергосервисные контракты, например, в уличном освещении способны дать муниципалитету экономию в 80-90%, рассказал гендиректор ООО «Первая энергосервисная компания» Игорь Дьяченко. Сказать, что города и районы выстраиваются в очередь за такими договорами нельзя, но спрос планомерно растет.

По его словам, для энергосервисных компаний приоритетной является именно бюджетная сфера, где гарантирован возврат платежа в большей степени, чем у коммерческих структур или унитарных предприятий. При этом стандартные «отговорки» муниципалитетов об отсутствии законодательной базы, гарантий, бюджетных норм Дьяченко опроверг – все уже есть.

«Все готово, есть поправки, которые разрешают заключать энергосервисные контракты на срок больше бюджетного планирования, полностью регламентирована процедура подготовки конкурса, определение мероприятий, нужна только готовность и желание исполнителей на местах пройти этот первый пилотный проект», — заявил он.

Его компания при достижении экономии в 80% от базового потребления муниципальному заказчику «отводит» только 3%. Это позволяет сократить срок контракта до 5 лет. «Допустим от 80% мы оставим муниципальному образованию экономию в 10%, тогда контракт получается длиннее — для того чтобы мы вернули свои средства нужно, скажем, 7 лет. Муниципальный заказчик за 7 лет сэкономит 70%. А если мы оставляем всего 3%, контракт у нас получается сроком в 5 лет, за 5 лет он сэкономит 15%, но зато 6-7 год он будет уже экономить по 80%. То есть очевидная выгода в 160%. Поэтому контракты нужно делать как можно короче, муниципалитету выгодно, чтобы энергосервисная компания ушла как можно быстрее», — рассказал Дьяченко.

Но такая выгода может обернуться сокращением финансирования дотационным территориям, отметил Леонид Рокецкий. «На следующий год губернаторы и дума скажут, что раз они сэкономили, например, 10 млн., значит, столько же им не додадим. И начинаются хождения по судам, доказывание, что все не так просто. Но, тем не менее, все это можно решить, потому что это дело выгодное, спрос на энергосервис есть, люди победили страх, алчность», — заметил он.

Победили, но не все. По словам Дьяченко, есть муниципальные образования, с которыми договориться об энергосервисном контракте не получилось. «Но это были сугубо свои корыстные мотивы, они ждали, рассчитывали и дождались областных субсидий на реконструкцию объектов», — пояснил он. Александр Терехов добавил, что к тому же сейчас на рынке появляется довольно много псевдоэнергосервисных контрактов.

По мнению Терехова, спрос на энергосервис будет расти – интерес рынка очевиден, особенно из-за внешнего финансирования (контракты реализуются на средства энергосервисной компании) — заказчики у нас не всегда инвестиционно привлекательны или кредитоспособны.

Он добавил, что по решению Минэнерго будет создана ассоциация энергосервисных компаний для развития и расширения унифицированных принципов работы, стандартов и типовых схем реализации проектов: «На любом рынке есть лоббисты, давайте создавать рынок лоббирования энергсервисных проектов, нормальный здоровый рынок – в пику лоббистам от генерации и сбыта, которые не очень хотят, чтобы энергосервисные компании работали».

Анна Жилова

Источник: http://ejnews.ru/

Начало активности (дата): 15.03.2013 11:00:00

← Возврат к списку


Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений