Горячая линия

по вопросам энергосбережения

8-800-2000-261

бесплатно круглосуточно

Статьи

«Российские сети» - новое имя МРСК: эксперты оценивают эффективность

23 Апр 2013

ОАО «Холдинг МРСК» получило новое имя – «Российские сети». Менее чем через полгода завершится процесс создания единой электросетевой компании, в которую будут включены как распределительные, так и магистральные сети России. Процесс создания «Россетей» позволит уменьшить количество территориальных сетевых организаций за счет консолидации, уверяет министр энергетики Александр Новак.

Практически одновременно федеральное правительство одобрило новую стратегию развития электросетевого комплекса России, цель которой – сокращение операционных и инвестиционных расходов, сдерживание роста тарифов и повышение качества услуг. Теперь определяется, кто займет ключевые посты в консолидированной сетевой компании. Но один из главных вопросов, связанных с созданием «Россетей», – конкретный экономический эффект заявленных преобразований.

Ясно одно – эти задачи не из тех, которые решаются в течение одного-двух лет, тем более что многие из задач, поставленных перед электросетевым комплексом России в минувшие годы, остаются невыполненными.

Президент поставил диагноз

Большинство задач, требующих безотлагательного решения, были озвучены президентом Владимиром Путиным на совещании по развитию электросетевогго комплекса. Главная «болезнь» российских сетей – большое количество территориальных сетевых организаций, что не способствует сокращению издержек и улучшению качества услуг.

Основная задача – повышение качества услуг и ответственности сетевых компаний, включая повышение прозрачности процедуры техприсоединения, которая «забюрократизирована сверх всякой меры», внедрение сравнительного анализа деятельности сетевых компаний, которое позволит определить эталонный уровень эффективности как по операционной, так и по инвестиционной деятельности и предотвратить закладывание в тариф необоснованного роста затрат. Необходима и синхронизация планов строительства сетевых объектов с планами развития регионов.

– Мы знаем регионы, где очевидна избыточность, – добавил президент. – Всякие идеи возникают, куда бы это проэкспортировать, вместо того чтобы заранее подумать над развитием собственной экономики и использовать имеющиеся мощности для развития нашей собственной промышленности.

Лицензирование – залог качества

Процесс создания «Россетей» позволит уменьшить количество территориальных сетевых организаций за счет консолидации, уверяет глава Минэнерго Александр Новак. К 2017 году их количество снизится с нынешних трех с лишним тысяч до полутора, к 2030 году – до 800. Одним из факторов сокращения числа неэффективных сетевых компаний станет установление принципов лицензирования их деятельности, предусмотренное стратегией развития электросетевого комплекса РФ.

На очереди – внедрение международных стандартов работы электросетевых компаний, где будут закреплены такие показатели качества и надежности, как количество отключений одного потребителя в течение года, продолжительность отключений и так далее. Эти показатели, закрепленные законодательно, будут учитываться при регулировании деятельности сетевых компаний.

– Если не выполняются установленные показатели надежности, потребитель за это должен меньше платить, – добавил министр. Еще один очевидный эффект консолидации, ожидаемый уже в ближайшее время, – оптимизация расходов. – Одна только оптимизация развития позволит экономить порядка 7 процентов от инвестиционных программ ДЗОТ, МРСК И ФСК, – подчеркивает первый зампредседателя правления ФСК ЕЭС Роман Бердников. – Это приличные деньги – около нескольких миллиардов рублей. Ранее энергетики страны сообщали о том, что объединение электросетевого комплекса позволит не только синхронизировать ремонтные и инвестиционные программы, снизив тем самым нагрузку на потребителя, но и устранить негласную конкуренцию за потребителя – прежде всего за потребителя промышленного сектора, при которой каждый из соперников тянул одеяло на себя и лоббировал собственные интересы.

Универсальный регулятор

Уже объявлено, что «Российские сети» станут квазирегулятором электросетевого комплекса страны, прежде всего – в области технической политики; при этом в компетенцию нового регулятора будут входить компании «любых собственников и любых классов напряжения». Как объявил Роман Бердников, в компетенцию «Российских сетей» будет входить централизованный технический надзор за состоянием объектов, управление аварийно-восстановительными работами по системным и социально значимым технологическим нарушениям, внедрение единой технической политики и правил функционирования электросетевых компаний, развитие электротехнического производства в РФ, подготовка и аттестация производственного персонала и, разумеется, упомянутая выше синхронизация программ развития.

При этом, как подчеркивает господин Бердников, единые правила технологической политики будут обязательны и для предназначенных к приватизации МРСК, которые ни в коем случае «не должны уходить в свободное плавание». Приватизация «пилотов» требует стабильности Именно пилотная приватизация нескольких российских МРСК, подготовка к которой может начаться уже во второй половине 2013 года, – одна из самых увлекательных и неоднозначных интриг, связанных с реформированием российского электросетевого комплекса. Наиболее вероятные кандидаты на эту роль – МРСК Центра и Приволжья, «Ленэнерго», «Тюменьэнерго» и «Янтарьэнерго».

Как подчеркивает министр энергетики Александр Новак, в течение ближайшего года его ведомство произведет оценку опыта управления таким распределительным комплексом, который находится у частных компаний или сдан в аренду. После оценки и после принятия всего комплекса нормативно-правовых актов будет выбрана одна или две МРСК, подлежащие приватизации.

Идея с приватизацией МРСК неоднозначна, подчеркивает директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин:
– Если придут грамотные инвесторы, которые начнут тратить средства на модернизацию сетей, то темпы роста цен могут снизиться, качество работы с потребителями услуг – улучшиться. Если выручка от приватизации целевым образом будет потрачена на развитие и модернизацию отрасли, то положительный результат будет налицо, хотя по сравнению с объемом бюджета выручка от приватизации будет сравнительно невелика, – говорит он. Но главная предпосылка удачной приватизации, подчеркивают эксперты и сами энергетики, – устойчивость системы регулирования на ближайшие пять-десять лет, стабильность норм и правил, прежде всего тех, которые касаются долгосрочного тарифного регулирования.

Как напоминает, в частности, председатель правления ФСК ЕЭС Олег Бударгин, действующая система тарифного регулирования является крайне непрозрачной, что подрывает все целесообразные изначально начинания – в том числе идею приватизации сетевой инфраструктуры, которая является сама по себе «правильной и прозрачной».

Источник: Энергетика и промышленность России

Начало активности (дата): 23.04.2013 11:09:37

← Возврат к списку


Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений