Горячая линия

по вопросам энергосбережения

8-800-2000-261

бесплатно круглосуточно

Статьи

Энергосбережение в бюджетной сфере. Трудности налицо, выход есть

14 Окт 2013

Прошло уже 4 года после принятия закона «Об энергосбережении…», однако, реализуются только точечные мероприятия, да и то наиболее самодостаточными предприятиями. В бюджетной сфере пока полное затишье, несмотря на робкие попытки прокуратуры и Ростехнадзора понудить потенциальных исполнителей к выполнению требований закона. О трёх разработанных ООО "Потенциал" проектах, предназначенных для запуска энергетического сервиса в сфере организаций с участием государства или муниципального образования в статье директора ООО Потенциал, г. Ульяновск, Шингарова Виктора Павловича

Сегодня состояние дел в вопросах реализации региональных и муниципальных программ энергосбережения в нашем регионе, как, впрочем, и в целом в РФ, аналитиками признаётся катастрофическим. 


Существующий механизм реализации региональных и муниципальных программ энергосбережения построен исключительно на выделении бюджетных средств. Сложившаяся схема совершенно не соответствует принципам, продиктованным законом 261-ФЗ «Об энергосбережении …», а также и тем заданиям Президента РФ, данным им в опубликованных поручениях в адрес первых лиц исполнительной власти субъектов Федерации, в которых одной из главных задач регионам следует считать комплексную модернизацию коммунальной инженерной инфраструктуры, выполнение которой должно осуществляться на основе самоокупаемых проектов. 

Нетрудно понять, что энергетический сервис в понимании закона 261-ФЗ как раз и является тем элементом, на основе которого должны запускаться другие самоокупаемые финансовые модели. Ведь практически каждая региональная или муниципальная программа энергосбережения содержит всего лишь 20% бюджетных средств и порядка 80% внебюджетных финансовых источников. 

Поручением Правительства №1830-р сразу же за выходом закона 261-ФЗ была предусмотрена необходимость разработки новых механизмов, договорных конструкций, создание инструментария для возможности кредитования энергоэффективных проектов. К сожалению, как раз эта область практической привязки закона и до сего времени осталась не разработанной, несмотря на то, что всемирным банком дана оценка потенциала энергосбережения России, оценённая им в размере 300 млрд евро. 

Прошло уже 4 года, однако, реализуются только точечные мероприятия, да и то наиболее самодостаточными предприятиями. В бюджетной сфере пока полное затишье, несмотря на робкие попытки прокуратуры и Ростехнадзора понудить потенциальных исполнителей к выполнению требований закона. 

Анализ текущей стагнации в сфере энергетического сервиса показывает, что можно не сомневаться в продолжении таких неудач, если только не будут решены три следующих проблемы: 

1. найти способ привлечь крупные банковские капиталы для инвестирования проектов (программ); 
2. снизить риски при погашении заемных средств до управляемых размеров; 
3. разработать пакет документов, содержащих практические механизмы и рабочий инструментарий, способный к применению в порядке массового тиражирования. 

 Разработка ответов на эти "три кита" оказалась задачей настолько сложной, что до сих пор оказалась не решенной ни на уровнях субъектов Федерации, ни, тем более, на уровне муниципальных образований: 

- банкам не нравится разрозненность и незначительность кредитов, востребованных отдельными инвесторами, которые готовы выполнить для тех или иных учреждений программу энергосбережения. Но ещё хуже воспринимается непрозрачность погашения инвестируемых средств. (Они бы с удовольствием дали любой кредит, но по "прозрачной" схеме погашения, т.е. под платежи за энергоресурсы); 
- инвесторам - исполнителям энергосервисного договора (контракта) не нравится брать кредиты, отвечать перед банком по срокам их погашения, но в то же время быть полностью зависимыми от заказчика, от его состояния расчетного счета, и, особенно, если их формирует ГРБС. 
Я сам как руководитель ЭСКО ООО "Потенциал", не раз попадали в такую ситуацию, когда по пол- года, а по некоторым организациям, как МУП "Ульяновскэлектротранс", - и по году, хотя мы на условиях поставки смогли обеспечить им экономию за 2011 год в платежах за электроэнергию равную 11 млн. рублей; 
- заказчикам (прежде всего бюджетным или связанным с бюджетными субсидиями) не нравится, когда его понуждают к рискам, связанным с новизной отношений и с их неизбежными рисками, т.е. к действиям, которые не прописаны у него в должностных обязанностях (и если говорить о бюджетных заказчиках, то им и без того выдадут требуемые средства на оплату ресурсов – и пусть попробуют не выдать! Пока существует безнормативная система - до тех пор им несложно будет уходить от проблем энергосбережения.). 

Таким образом, все участники процесса энергосбережения посредством самоокупаемых энергоэффктивных проектов, реализуемых на основе ЭСД(К), не удовлетворены сложившимся положением. Поэтому, не решив проблему "трех китов", можно совершенно точно спрогнозировать тупиковое будущее применения энергосервиса в муниципальной, тарифорегулируемой и тем более бюджетной сфере. 

Ситуация подогревается и достигла уже высокого накала еще и тем, что созданная законом 261-ФЗ огромная армия аудиторов, кстати, в большинстве случаев, к сожалению, "липовых" специалистов, которая сейчас, если не решить названные проблемы, останется без работы! Я поставил перед собой задачу по разработке механизмов и инструментария, способного к массовому применению, причем, по уже проверенным на опытных площадках приемам и сформированным документам. 

Результатом трехлетней работы в этом направлении стал разработанный проект "Механизм управления реализацией региональных (муниципальных) программ энергосбережения и повышения энергетической эффективности в сфере организаций с участием государства и муниципальных образований". За основу был взят принцип консолидации всех данных, содержащихся в разработанных энергетических паспортах и включения их в единые ведомственные подпрограммы энергосбережения и повышения энергетической эффективности. 

Казалось бы, не составляет сложности объединить все данные паспортов подведомственных организаций в один документ, однако простота оказалась кажущейся. Настоящей проблемой стала проблема передачи функций "снизу – вверх", которая возникла не только от её неординарности, но и из-за отсутствия механизма выполнения отбора эффективных мероприятий, отбраковки некачественных, проявления откровенной "халтуры" в паспортных данных, в частности, в оценке затрат, определение эффективности, величины экономии, а также в вопросах совмещения финансовой и технической ответственности в рамках правовых оснований. 

Тем не менее, эта задача, а также и схема организации договорных отношений участников (а их получается в схеме 4 участника) оказалась возможной для решения, в том числе и в правовом отношении. Закончено также формирование условий со всеми приложениями договора передачи ряда функций в области энергосбережения от доверителя к поверенному, т.е. от организации – Министерству. 

Решена проблема первого "кита", так как концентрация в одном документе позволяет Министерству заключить с исполнителем ЭСД(К) один договор на всю сумму затрат на реализацию мероприятий, включённых в ведомственную подпрограмму на основании паспортов подведомственных организаций. 

Одна претензия банка решена и он мог бы выдать кредит, исходя из величины кредита. Однако, этой схеме недостает еще одного "кита": требования банка к "прозрачности" погашения кредита, испрашиваемого Инвестором (Исполнителем ЭСД(К), а также и к необходимости снижения рисков, связанных с неопределенностью или несостоятельностью Заказчика в части состояния его расчетного счета. Следует отметить, что этот фактор действует не только в сфере бюджетных организаций, но во всех сферах хозяйствования. 

Искомым ответом на проблемы этого "кита" стала моя разработка, так называемой "активной" формы ЭСД(К). Отличительной особенностью такой формы является то, что в ней предусмотрено совмещение исполнителем выполнения функции исполнителя энергосервисного договора (контракта) и функций купли – продажи (поставки) ресурсов, выполняемых им по соответствующему договору купли-продажи. Заказчик ЭСД(К) в соответствии с законом 261-ФЗ производит в течение всего срока действия ЭСД(К) платежи за потребляемые ресурсы по условиям, действовавшим до момента подписания ЭСД(К). 

Вместе с тем сам исполнитель ЭСД(К) производит расчёты с региональным поставщиком за потребляемые ресурсы по фактическому потреблению, т.е. по показаниям приборов учёта. Разница между платежами образуется на счёте исполнителя ЭСД(К) и является фактической экономией, что кардинально изменяет всю процедуру планирования и расходования бюджетных средств, предназначенных для погашения инвестированных исполнителем средств. 

Правовая основа таких договорных отношений изложена в ст. 20 закона 261-ФЗ «Об энергосбережении…», во исполнение которой приказом Минэконразвития РФ «Об утверждении примерных условий энергосервисного договора (контракта), которые могут быть включены в договор купли-продажи, поставки, передачи энергетических ресурсов» от 11.05.2010 N 174, установлены условия совмещения соответствующих пунктов договора купли-продажи энергетических ресурсов и ЭСД(К). 

А завершает правовое совершенство "активной" формы ЭСК(Д) условия п. 3 ст.72 Бюджетного кодекса РФ, в которой оплата услуг по энергетическому сервису предусмотрена средствами, планируемыми и выделяемыми на оплату энергоресурсов. 

Разработанная конструкция полностью «освободилась» от зависимости от Заказчика процедуры погашения затрат инвестора. Более того, при такой схеме ликвидируется коррупциогенность и обеспечивается «прозрачность» схемы погашения инвестируемых затрат. Эти свойства позволяют обеспечить решение основного требования инвесторов к снижению степени их рисков, чем в свою очередь, наконец-то, достигается мотивация участия банков в кредитовании программ энергосбережения. 

Использование разработанных механизмов в комплексе позволит обеспечить массовый запуск энергетического сервиса, тиражирование наработанных механизмов, схем и конструкций договорных отношений. 

В заключение хотелось бы добавить, что на принципах, изложенных выше, ООО "Потенциал" создало концепцию комплексной модернизации коммунальной инженерной инфраструктуры муниципальных образований, выполняемой на основе самоокупаемых проектов с использованием на начальном периоде ЭСД (К) с последующим их переводом в стадию концессионных соглашений. 

Именно о таких проектах высказался Президент РФ В.В. Путин на совместном заседании Госсовета и Правительства РФ, ставя персональную задачу для первых лиц исполнительной власти субъектов Федерации. К сожалению, не просматривается особая заинтересованность ни этих лиц, к которым обращался Президент, ни их исполнителей, и, уж тем более, не до всего этого "муниципалам". 

Надо сказать, что лишь банки как-то пытаются разработать такой механизм, в частности, мне довелось участвовать в заинтересованных попытках разобраться в проблемах энергосервиса в бюджетной сфере работников "Банка Москвы" Ставропольского отделения и ЕБРР в лице Менеджера по продвижению проектов Отдела Энергоэффективности и Изменения Климата. Однако, в любом случае им потребуется регион - инициатор опытно-конструкторской площадки (или как банкиры говорят – нужна политическая воля администрации, с чем я абсолютно согласен), на которой наши разработки найдут свое применение. 

 Есть такая версия, что если самоокупаемые проекты не требуют выделения чиновниками средств бюджета, то такие проекты не найдут своего применения. Мнение, уничтожающее перспективу РФ в макрорыночных условиях, но пока на практике оно торжествует. Однако, именно такие проекты могли бы стать началом реального вытеснения коррупции и сложившейся системы "откатов" бюджетных средств. 

Считаем также, что на многочисленных Форумах по энергосбережению недостает еще одного "кита" – нацеленной последовательности в тематике рассматриваемых вопросах, все они не связаны единой идеологией, в которой главным ключом должна являться последовательная, шаг за шагом, разработка тех механизмов и инструментария, которого на сегодня так и не создано ни на федеральном, ни на региональном уровнях. 

Мы убеждены также, что должна быть создана федеральная опытно-конструкторская площадка, в рамках которой должны быть разработаны пакеты решений, приемы, регламенты и конструкции, способные к их массовому дальнейшему тиражированию в регионах РФ. Мы готовы поработать с инициативными и профессионально подготовленными заказчиками. 

 Шингаров В.П. – Директор ЭСКО ООО "Потенциал", член Экспертного совета Комитета по энергетике ГД ФС РФ, член Экспертного совета при Правительстве Ульяновской области, Почётный работник ЖКХ РФ, Заслуженный энергетик России, К.Т.Н., профессор.

Источник: Портал Энерго

Начало активности (дата): 14.10.2013 01:02:00

← Возврат к списку


Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений