Горячая линия

по вопросам энергосбережения

8-800-2000-261

бесплатно круглосуточно

Статьи

Какой закон для ВИЭ лучше?

15 Окт 2013

Россия — огромная страна, и к развитию возобновляемой энергетики нужно подходить в каждом регионе с учетом его специфики и тех проблем, которые мы собираемся решать путем внедрения данных технологий. Нет смысла распространять общие правила на всю территорию, нужно понять местную ситуацию. Алексей Жихарев, руководитель по связям с инвесторами и государственными структурами Программы International Finance Corporation по развитию ВИЭ в России. По материалам Международного форума «ТЭК России в ХХI веке».


Сегодня многие ждут, когда на федеральном уровне будут приняты изменения в нормативно-правовой базе, которые позволят развиваться генерации на основе возобновляемых источников. Мы, ориентируясь на существующую нормативно-правовую базу, попытались поискать те возможности, которые уже сегодня есть у субъектов федерации для принятия тех или иных решений по развитию ВИЭ на конкретных территориях. 

 На сегодняшний день на возможности развития возобновляемой энергетики влияет ряд статей Федерального закона № 35 «Об электроэнергетике», а также — некоторые пункты Постановления Правительства «О правилах розничного рынка». В них обозначен один из механизмов, направленных на развитие ВИЭ, — это обязательства сетевых компаний по приобретению потерь объектов ВИЭ. Но на деле в этом механизме таятся определенные препятствия для развития возобновляемой энергетики. 

Казалось бы, все уже продумано, и можно приступать к реализации: построить объект генерации на ВИЭ, обратиться в местную региональную энергетическую комиссию (РЭК), и по договору реализовывать энергию напрямую сетевой организации. 

 С чем же мы сталкиваемся в реальности? 
Во-первых, с тем, что объект ВИЭ должен быть квалифицирован. Процедура хорошо описана в нормативно-правовой базе, но на практике, выполнить ее очень сложно, и процесс квалификации зачастую занимает до года. А без свидетельства о квалификации РЭК не имеет права устанавливать особые тарифы для ВИЭ. 

Второе препятствие — это непосредственное отсутствие методологии по определению тарифов, есть только постановление о ценообразовании. Методологические указания разрабатывают уже около года, но результатов пока нет. 

 К тому же РЭК может определить тарифы на электроэнергию, выработанную объектами ВИЭ, только на очередной финансовый год. Это существенное препятствие для инвестора, в связи с которым он не может принимать инвестиционные решения и рассчитывать денежный поток своего проекта на долгосрочный период. 

Четвертое препятствие — отсутствие четко прописанных в 35-ФЗ обязательств по заключению договоров на покупку электроэнергии сетевыми компаниями. Вроде бы сетевые организации обязаны выкупать энергию для компенсации потерь, но на практике они не стремятся к заключению таких договоров. 


И еще одно препятствие — это невозможность на данный момент превышать предельный уровень тарифов, который установлен Федеральной службой по тарифам (ФСТ). 

Когда мы общаемся с РЭКами, почти все в один голос говорят: мы обязаны проинформировать о пределах тех ограничений, которые устанавливает ФСТ. Поэтому сетевые компании не могут рассчитывать на компенсацию тех затрат, которые они понесут в связи с покупкой электроэнергии для компенсации потерь. 

Таким образом, субъект, который приходит на российский рынок с желанием реализовать те или иные проекты и реально готов инвестировать в объекты возобновляемой энергетики, сталкивается с целой очередью барьеров, которые нужно по одному преодолевать, чтобы пройти к своему проекту. И хотя эти проблемы в данный момент рассматриваются на разных уровнях, пока решения нет. 

Видя все эти препятствия, пообщавшись с региональными органами власти, мы решили посмотреть на те механизмы развития генерации на основе ВИЭ, которые заложены в Федеральном законе № 261 «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности…». К нашему удивлению, все те препятствия, которые мы определили на этапе анализа, могут быть сняты путем полноценного использования тех инструментов, которые прописаны в 261-ФЗ. 

Так, реализуя закон об энергоэффективности, мы имеем право привлекать федеральные субсидии. 261-ФЗ распространяется на мероприятия по повышению энергоэффективности, в том числе путем использования ВИЭ, без специфических требований по квалификации объекта. 


Также согласно закону проекты ВИЭ могут быть включены в региональные программы по повышению энергоэффективности и использовать бюджетные субсидии. Можно посмотреть на этот закон с точки зрения его возможностей по компенсации потерь сетевых компаний в качестве меры по энергосбережению. 

Если в Федеральную программу по энергоэффективности заложены те или иные меры, в том числе развитие ВИЭ, то регулируемые организации (электросетевые, теплосетевые и теплогенерирующие компании) имеют возможность разрабатывать собственные программы и представлять их в РЭК, а РЭК имеет право их согласовывать и включать в тарифы расходы по введению объектов ВИЭ. 

Включение требования компенсации сетевых потерь путем приобретения ВИЭ-электроэнергии в программы по энергоэффективности послужит стимулом для заключения сетевой компанией договора купли-продажи электроэнергии с инвесторами ВИЭ. Причем сетевая компания может заключить такой договор на срок, достаточный для возврата вложенных в ВИЭ инвестиций. Препятствие, связанное с предельным значением тарифов, также можно устранить, установив для сетевых организаций требование по компенсации сетевых потерь путем покупки электроэнергии от возобновляемых источников. 

В 261-ФЗ есть норма по возможности превышения предельных уровней тарифов в случае, если данное превышение вызвано внедрением мероприятий по повышению энергоэффективности. Это значит, что снимается еще одна проблема. Таким образом, невозможность принятия решений относительно развития возобновляемой энергетики на уровне субъектов федерации — это миф. Возможности у региональной власти есть уже сегодня. Правда, не всегда оправдано, она прикрывается различными ограничениями. Мы видим, что на самом деле два закона дают два совершенно разных поля для принятия решений, и этим нужно пользоваться. 

Алексей Жихарев, руководитель по связям с инвесторами и государственными структурами Программы International Finance Corporation по развитию ВИЭ в России

Источник: Energyland 

Начало активности (дата): 15.10.2013 01:15:56

← Возврат к списку


Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений