Горячая линия

по вопросам энергосбережения

8-800-2000-261

бесплатно круглосуточно

Статьи

Новые факторы энергоэффективности

16 Окт 2013

Сегодня все больше российских организаций в качестве пути развития и повышения конкурентоспособности выбирают реализацию программ по реконструкции, модернизации, техническому перевооружению и внедрению энергосберегающих программ и энергоэффективных технологий. Для их внедрения важно не только провести качественный энергоаудит, подготовить энергоанализ и разработать достаточно хорошую программу энергосбережения и повышения энергоэффективности. Ключевая задача – заставить эту программу работать и приносить ощутимый экономический эффект. Для этого необходимо выстроить грамотную систему мониторинга, контроля и обработки данных, что является залогом успешного развития линии энергосбережения и повышения качества работы всех систем предприятия.

Методика контроля 

 Методика контроля закладывается еще на стадии разработки и внедрения энергосберегающих решений. Нужно четко понимать, были ли соблюдены критерии качества при проведении энергоанализа и разработке программы. 

Энергоаудит и программа повышения энергоэффективности, выполненные в соответствии с международными стандартами, должны в первую очередь покрывать места существенного использования энергии, то есть наиболее энергозатратные процессы, либо процессы с наибольшим потенциалом энергосбережения. Дальнейшая привязка мониторинга к местам существенного использования энергии закладывает фундамент системы контроля. 
Первый этап формирования системы контроля – это разработка индикаторов энерготехнологической эффективности. 
Второй этап – разработка и внедрение системы мониторинга этих индикаторов. 
Третий шаг – внедрение процедур аналитики и формирования отчетности по энергоиспользованию на базе системы мониторинга. Потребителем сведений этой системы является энергоменеджер – лицо из высшего руководства организации, обладающее полномочиями принимать инвестиционные решения по внедрению энергоэффективных проектов и мероприятий по энергоменеджменту. 
Четвертый этап – анализ со стороны руководства: высшее руководство холдинга и компании на основе предоставленных отчетов и аналитики должно принимать стратегические и инвестиционные решения, корректирующие и предупреждающие решения. 

Индикаторы энерготехнологической эффективности 

 Индикаторы энерготехнологической эффективности – наглядное отражение результатов внедрения энергосберегающих мероприятий и инструмент разработки решений по управлению энергией. Важно, чтобы на каждом уровне предприятия и компании были разработаны и внедрены свои индикаторы. 

Например, внутри крупного холдинга – свои индикаторы должны быть на уровне управляющей компании, уровнем ниже – в региональной компании или в бизнес-единице – свои индикаторы, на уровне непосредственно предприятия – иные, конкретизированные показатели. 

Эти индикаторы должны отвечать задачам управления каждого уровня. Так, на уровне предприятия задача управления – это оптимизация энерготехнологической эффективности, то есть повышение эффективности производственно-технологических процессов, снижение потребления энергоресурсов по каким-то конкретным установкам, объектам. 

В качестве примера можно привести удельную норму расхода электрической энергии на тонну произведенной продукции или кубический метр перекаченной жидкости для насосной установки. На уровне выше превалируют финансовые показатели, такие как снижение удельных норм расхода в целом по бизнес-единице или укрупненно по каким-то предприятиям, снижение затрат на энергию, снижение доли затрат на энергию в структуре себестоимости конечной продукции. 

Например, таким индикатором является удельный расход всех видов энергоресурсов на тонну переработанной нефти за какой-то период: за квартал, за год и т.д. Эффективность работы информационной системы контроля в целом повышается, когда мы имеем информационную базу по индикаторам энерготехнологической эффективности за два-три года и можем проводить ретроспективный анализ. Поэтому индикаторы не должны изменяться на среднесрочном горизонте, а также быть достаточно репрезентативными. 

Систему индикаторов нужно разрабатывать не просто для того, чтобы она была задокументирована, – она должна реально использоваться. Для этого индикаторов не должно быть слишком много. Рекомендуемое количество индикаторов на верхнем уровне – это 7 плюс-минус 2, не больше, на уровне бизнес-единицы – примерно столько же. Этого вполне достаточно для функций управления. 

Если спуститься на уровень ниже – необходимо не избыточное, но достаточно большое количество индикаторов для исследования и принятия управленческих решений. На уровне предприятия тоже должна быть выстроена иерархия контроля: свои обобщающие индикаторы контроля для главного инженера, более детализированные – для мастеров участков, начальников смен и т.д. 

 Как специалисты, мы рекомендуем разрабатывать системы индикаторов энерготехнологической эффективности с учетом индикаторов, принятых в международной и отраслевой практике. Хороший пример – это использование данных в нефтепереработке: применение для расчета индикаторов энерготехнологической эффективности тех же данных, которые используются для расчета индекса предприятия нефтепереработки по методике Соломона. 

Это отраслевая привязка, которая позволит сравнить предприятие с другими по отрасли или лучшими по миру и даст дополнительную возможность для аналитики. 

 Автоматизация 

 Для отслеживания всех изменений индикаторов, их трендов, нормативов использования необходимо внедрять программно-технические средства и создавать информационные системы энергоменеджмента. 

Что такое информационная система энергоменеджмента в привязке к индикаторам? Это уровень локальных приборов и автоматики с возможностью цифрового выхода для снятия данных и протоколы, которые могут быть использованы для получения данных этих локальных приборов автоматики и контроля для отслеживания параметров функционирования процессов. 

Это непосредственно каналы передачи данных, это сервера, в которых собираются данные по энерготехнологическим параметрам, а также автоматизированное рабочее место (АРМ) энергоменеджера, оснащенное аналитическим программным обеспечением. Путем построения единой информационной системы энергоменеджмента трудоемкая задача по сбору, обработке, агрегации, фильтрации, аналитике, моделированию, использованию всего огромного массива энерготехнологических данных снимается с плеч конкретных людей, также устраняется человеческий фактор – обработка данных и принятие решений осуществляются автоматизированно. 

Информационная система 

В организации информационной системы контроля и мониторинга энергосберегающих программ важно отметить два момента, тесно связанных между собой: это так называемые алармы и нормирование. Алармы, или инструменты сигнализации, – это уведомление энергоменеджера о превышении норматива по конкретной установке. Эти методы позволяют на базе накопленной статистики по потреблению различных видов ресурсов, по техническим параметрам в разрезе конкретных установок и оборудования установить нормативы энергоиспользования по этим объектам и процессам, технологиям. 

Можно на базе системы установить норматив потребления, привязать к нему аларм и контролировать даже малейшие отклонения от норматива в режиме реального времени, а не постфактум. Кроме того, эти нормативы можно менять в зависимости от показателей производства и принимаемых нормативов. 

 Информационные системы энергоменеджмента хорошо интегрируются, расширяются и масштабируются. Кроме того, эти системы хорошо интегрируются с системами АСУ ТП и со SCADA-системами (системами диспетчерского управления и сбора данных), системами класса ERP, EAM-системами и MES-системами. В принципе данные и аналитику в эту информационную систему можно подтягивать из других систем, и наоборот. Это удобно в холдинговых структурах. То есть можно создать комплексную систему, которая де-факто будет отображать эффективность всех процессов, предприятий и т.д. 

 Финальный этап контроля – создание инструментов для аналитики, задокументированной отчетности и выработка рекомендаций, понятных руководству. 

 Окупаемость 

По сравнению с внедрением инвестиционных проектов и технических решений информационная система контроля требует гораздо меньших инвестиций. Более того, если компания реализует концепцию развития системы технического учета, то инвестиции в развертывание системы контроля гораздо меньше: для того чтобы выйти на индикаторы энергоэффективности, нужно поставить минимальное количество приборов контроля и учета. 

Как правило, у предприятия уже есть свои приборы, контролирующие расход энергии, и они легко интегрируются в эту систему. Если взять среднее энергопотребление какого-нибудь административного комплекса – скажем, 5 млн. руб. на энергоресурсы в год и примерную возможную экономию – до 10–15%, то получается финансовый результат, который позволяет обеспечить окупаемость внедрения информационной системы. 

Из нашей практики использование информационной системы энергоменеджмента приводит минимум к 5-процентной экономии энергозатрат за два года при дисконтированном сроке окупаемости системы 2-3 года. При этом у нас есть примеры предприятий, где сроки окупаемости не превысили 1–1,5 года. 

Автор: Максим Константинович Агеев – кандидат экономических наук, руководитель энергетического бюро Schneider Electric в России и СНГ.

Начало активности (дата): 16.10.2013 00:49:25

← Возврат к списку


Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений