Горячая линия

по вопросам энергосбережения

8-800-2000-261

бесплатно круглосуточно

Статьи

Не стоит следовать рыночной модели теплоэнергетики Евросоюза, она и в самой Европе не работает

14 Июн 2013

Об актуальных проблемах, европейских заблуждениях и российских особенностях развития энергетики – в эксклюзивном интервью международного эксперта Джангуидо Пиани (Италия).

Smart Grid в Вашем понимании, что это? Новомодный тренд или новый виток развития в сфере энергетики?

Дж. Пиани: Это звучит парадоксально, но пока нет официально принятого терминологического определения «Smart Grid». Пока речь идет о «политических направлениях», «сценариях», «платформах» и т.п. Под Smart Grid могут подразумеваться и решения для интеллектуальной энергетики, и умные сети в частности, а может и другое.

Например, я итальянец и люблю «смарт-спагетти» по собственному рецепту. Кто может противоречить этому? На мой взгляд, суть умных сетей – это создание возможности для средних и крупных потребителей управлять своим энергопотреблением: переносить его во времени, регулировать объемы, быть участниками рынка и покупать электроэнергию и т.д. Но надо понимать, что не для всех компаний это технически возможно. Можно управлять установками для кондиционирования воздуха, но, к примеру, электропоезда не могут работать по принципу умных энергосетей: не будет соблюден график движения, что вряд ли понравится пассажирам. При построении интеллектуальной сети стоит совсем другая задача.

В настоящее время в России у потребителей нет возможности продавать в сеть электроэнергию от собственной генерации, и это одна из проблем развития Smart Grid. Причина здесь скорее техническая, чем политическая, поэтому данную ситуацию изменить быстро невозможно. В ряде случаев промышленные потребители, имеющие собственную генерацию, могли бы работать эффективнее, если бы у них была возможность продавать в сеть производимую ими избыточную электроэнергию. И даже еще эффективней, если бы они получали за это хоть какую-то финансовую компенсацию. Однако на сегодняшний день этого нет.

Каковы последние тенденции развития электроэнергетики и Smart Grid в мире? Соотносятся ли они с общим направлением развития электроэнергетической отрасли в России?

Дж. Пиани: Цель умных сетей в мире – управление генерацией и нагрузкой вплоть до конечного потребителя. Это намного легче сказать, чем сделать: для мелких потребителей расходы на технологии учета, управления и связи намного выше, чем потенциальная выгода от удаленного управления. В данный момент у энергетики России есть совсем иные проблемы, чем в других странах, в том числе на Западе. Риск внедрения умных сетей можно сравнить с покупкой «Феррари» и «Ламборгини» новой российской элитой. Приобрести автомашину – намного проще, чем создать новые улицы. А теперь и улицы есть, но на них – пробки. Быстро ехать все равно не получиться.

Каковы перспективы построения Smart Grid в российской энергетике? Что является способствующими и сдерживающими факторами?

Дж. Пиани: Самая важная задача – это управление распределенной генерацией. Ее следует решить вместе с управлением большими нагрузками. Основной способствующий фактор – это экономика генерации и потребления, а важнейший сдерживающий фактор – отсутствие технологического Grid Code для подключения распределенных генераторов. Для создания Grid Code необходимо переосмыслить всю стратегию управления энергосетью, начиная с поддержки частоты.

На ваш взгляд, построение Smart Grid скорее возможно в централизованных или децентрализованных энергетических системах?

Дж. Пиани: По идее, Smart Grid создан для поддержки децентрализованных энергосистем. Российская энергетика, как известно, централизована. Это усложняющий фактор.

Нужно ли сегодня, в условиях высокой изношенности генерирующих и сетевых мощностей, уделять повышенное внимание вопросам интеллектуализации российской электроэнергетики и построению Smart Grid? С чего нужно начинать это построение?

Дж. Пиани: На Западе электроэнергия вырабатывается различными генераторами, использующими самые разные ресурсы – от угля или ядерной энергии для покрытия базовой нагрузки до дорогого природного газа в турбинах для компенсации пиков потребления. В России разница между пиками и спадами потребления менее значительна. Однако при развитии распределенной генерации, Smart Grid, повышении энергоэффективности, а также при работе когенерации в зависимости от спроса на тепловую энергию в профиле выработки и потребления электроэнергии появятся более значительные пики и спады. В этом случае управление спросом через цены и технологические решения, то есть применение Smart Grid, будет экономически обосновано.

В России идут оживленные дискуссии на тему развития распределенной генерации и ВИЭ. Как Вы оцениваете перспективы и необходимость их распространения в России?

Дж. Пиани: Для развития распределенной генерации в России нужно желание или сильная потребность в этом. Для ее распространения необходимо пересмотреть всю стратегию регулирования частоты и обмена мощностями между регионами. По моему мнению, с учетом климатических особенностей полагаться на возобновляемые источники энергии в России не стоит. Сначала необходимо понизить уровень энергопотребления, который сейчас очень высок. Этого можно добиться с помощью повышения энергоэффективности.

После этого необходимо начать эксплуатацию промышленных и распределенных генераторов электроэнергии с возможностью их удаленного управления диспетчерами энергосетей. И только затем, наверно, лет через десять, можно возобновить разговор о ВИЭ. Если к тому моменту еще будет желание развивать эту тему. В Германии действуют правила присоединения малого генерирующего устройства к электросети (Grid Code). Они также предусматривают финансовую компенсацию за каждый отданный в сеть киловатт-час. Размер компенсации определяется по цене оптового рынка, устанавливаемой на бирже. Если в России сделать что-то подобное, то можно будет говорить о распределенной генерации.

Насколько разрабатываемые меры поддержки возобновляемой энергетики в России будут способствовать развитию Smart Grid?

Дж. Пиани: Без Smart Grid или, как минимум, без новой стратегии компенсации частоты возобновляемая энергетика имела бы очень мало смысла или была бы технически совсем невозможной.

В нескольких пилотных регионах нашей страны – Пермь, Белгород – развиваются технологии Smart Metering. Как оцениваете промежуточные итоги данной работы?

Дж. Пиани: Основная проблема – это отсутствие каких-либо стандартов или технологий для удаленного сбора информации со смарт-счетчиков. Я не знаком с деталями, но, скорее всего, «язык» пермских счетчиков отличается от белгородского. Первый этап национального Smart Metering – это определение новой «грамматики». Кроме того, нужно открыть рынок счетчиков для всех производителей как национальных, так и зарубежных. Поскольку цены на электроэнергию в России растут, потребители стараются экономить ее.

Энергокомпании вводят отдельные дневные и ночные тарифы. Клиенты-физические лица сейчас имеют возможность приобретать и устанавливать двухтарифные электронные счетчики и оплачивать электричество раздельно по дневному и ночному тарифу, которые различаются примерно в два раза. Для этих потребителей другие решения, в том числе более сложные тарифные структуры, пока не актуальны. На снижение электропотребления должны быть более нацелены промышленные потребители, поскольку они могут изыскать дополнительные средства на проведение мероприятий по энергоэффективности, в том числе внедрение Smart Metering. В этом случае они уже знают о возможных решениях и сроках окупаемости проектов.

Российская теплоэнергетика практически не была затронута реформой РАО «ЕЭС России» и в настоящее время находится в плачевном состоянии. Как можно навести порядок в этой сфере? Какие интеллектуальные решения можно применить в тепловом секторе?

Дж. Пиани: Об этой теме можно книги писать, но попытаюсь дать очень краткий ответ. Теплоэнергетика – одна из ключевых «естественных монополий». Создать рынок в этой сфере очень трудно, при нехватке капиталов – почти невозможно. Зато есть конкуренция не «в» теплосетях, а «помимо» теплосетей: собственные котельные, ко-генерация, теплонасосы и т.д.

На мой взгляд, самая подходящая модель для современной российской теплоэнергетики – теплосети североевропейских стран 1970-х и 1980-х годов, они работают очень хорошо и сегодня! Ни в коем случае не стоит следовать рыночной модели Евросоюза, она и в самой Европе не работает. Для серьезных европейских тепловых компаний брюссельские нормы и требования – это только препятствие. Очень хитро работает копенгагенская теплосистема: для необходимой координации в генерации был создан так называемый «единый покупатель» тепла, который одновременно является перепродавцом для полутора миллионов жителей города и округа. Генерация тепла правильно координируется, в то время как Еврокомиссия думает, что в Дании есть открытый рынок тепла.

Мнения касательно Smart Grid в России разделяются. Одни эксперты считают, что за интеллектуализацией будущее, другие уверены, что Smart Grid – это фантазии, далекие от российских реалий. Каким Вы видите дальнейшее развитие интеллектуального сегмента в России и отрасли в целом?

Дж. Пиани: Вкратце – «умные» решения исторически мало подходили России. Самые распространенные решения – «хитрые», но они не могут излечить глобальные проблемы национальной энергетики. Давайте найдем разумные и даже остроумные решения. Прогрессивные и одновременно прагматичные. Вот то, что надо стране. Если ТЭЦ перестанет работать, даже самый умный счетчик не поможет.

Джангуидо Пиани
Эксперт по вопросам энергетики и энергоэффективности.

Родился в 1958 году. Имеет степень магистра физических наук (университет Болонья, Италия) и Teknologie Licentiat (к.т.н.) в области систем автоматического управления (университет Лунд, Швеция). Обладает большим международным опытом в сфере работы с системами автоматического управления, управлением сетями транспорта и распределения электроэнергии и другими городскими сетями, а также с решениями для энергоэффективности в Германии, Швеции, США и России.

Джангуидо Пиани имеет опыт работы на промышленных предприятиях и в консалтинговых компаниях, а также в учебных заведениях. С начала 1990-х годов его деятельность была сфокусирована в основном на России и странах СНГ. Помимо своей основной работы, Джангуидо Пиани регулярно пишет в технических журналах и в СМИ, в том числе и в России. Является автором или соавтором различных книг в области автоматических систем управления, энергетики и экологии.

Источник: SmartGrid

Начало активности (дата): 14.06.2013 09:17:33

← Возврат к списку


Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений