Статьи

Горячая линия

по вопросам энергосбережения

8-800-2000-261

бесплатно круглосуточно

Статьи

ИТ-решения комплексных проблем

25 Ноя 2013

В России энергоемкость ВВП – один из основных показателей энергоэффективности экономики – в два раза выше, чем в США, и в три – чем в Германии. Государством поставлена амбициозная и масштабная цель: к 2020 году снизить энергоемкость ВВП на 40 процентов.

Высокая энергоемкость обуславливается, в том числе, тремя взаимосвязанными аспектами: крайне высоким износом энергооборудования и техническими потерями в сетях, коммерческими потерями и неразвитыми энергоэффективными технологиями. С коммерческими потерями или, проще говоря, хищениями явно прослеживается закономерность: чем обширнее в регионе частный сектор, где среди потребителей преобладают физические лица, тем выше потери в энергосистеме.

К потерям в ряде регионов добавляется еще проблема неплатежей: значительную часть энергии растеряли, а за то, что доставили, денег не получили. Нет культуры платежей, нет достаточно эффективных методов воздействия. Отключение неплательщиков – дело юридически сложное и далеко не везде применяется.

Ситуацию мог бы исправить активный биллинг, но даже в тех организациях, где он применяется, он остается ручным: ходят контролеры, снимают показания, напоминают… Но контролера могут просто не впустить в дом, что часто и происходит. И отсюда не только недоплаты. Из-за отсутствия статистики энергосбытовые и распределительные компании не могут четко спрогнозировать потребляемую мощность, вынуждены держать избыточные резервы, что также увеличивает энергоемкость.

Вся указанная совокупность проблем нивелируется комплексными системами учета энергоресурсов. Внедряемые сегодня ИТ-системы позволяют снизить коммерческие и технологические потери, повысить сбор платежей, оптимизировать деятельность энергокомпаний и главное – добиться реальной экономии энергии. У нас в стране есть компании, которые с их помощью снизили совокупные потери до 8 процентов, что почти не отличается от средних западных показателей – 6‑7 процентов. Так что же мешает распространить эту практику повсеместно?

Учет – всему голова

С организацией учета есть определенные трудности. Самым плачевным образом обстоят дела с фиксированием расхода воды и газа. Если на Дальнем Востоке, например, газ дорогой, то потребителям имеет смысл устанавливать соответствующие приборы, чтобы подсчитывать траты и анализировать возможности сэкономить. А вот в европейской части страны тариф на газ для населения существенно ниже. Здесь установка отнюдь недешевых газовых счетчиков не окупается, вот люди их и не приобретают. 



С учетом электроэнергии все несколько лучше: электросчетчики давно и прочно прописались в быту и на производстве. Но беда в том, что большинство модификаций устарели и требуют замены. Старые и выработавшие свой ресурс устройства плохо защищены от недобросовестных манипуляций, да и занижают показатели расходуемой энергии.

В холдинге «Российские сети» эту проблему прекрасно осознают: у них есть программа перспективного развития систем учета электроэнергии, в рамках которой идет замена и установка счетчиков по всей стране. Утверждена техническая политика в области учета электроэнергии, она предполагает, что счетчики станут «умными», позволят дистанционно собирать данные, выявлять неплательщиков и воздействовать на них.

Но до сих пор в компаниях нет единых систем, которые могли бы обрабатывать и использовать полученную массу учетных данных, и эта проблема общая для всего ТЭКа.

А когда региональные власти пытаются свести все воедино, выходит, что инвестиционные и операционные затраты многократно дублируются и в разы превышают возможную экономию. Сейчас нет единого заказчика, и проблема разобщенности остро дает о себе знать.

Дорога к искомому результату

Ключ в синергическом эффекте: отраслевые процессы учета в существенной степени совпадают, вендоры имеют все виды приборов учета, ИТ-системы «над счетчиками» едины. Можно отказаться от множества дорогостоящих верхнеуровневых систем – достаточно одной. 

Такую роль может играть одно из предлагаемых нами решений: единая система сбора и обработки данных, или МDМ-система. Она собирает данные со всех приборов в единую базу – в единых разрезах, с едиными интервалами. Можно точно выявлять и ликвидировать места возникновения потерь, формировать данные, необходимые для начисления, и оперативно прогнозировать денежные потоки независимо от длительности биллингового цикла, следить, как используется оборудование, контролировать качество электроэнергии, выявлять нехарактерные всплески или провалы в потреблении, определять, где возникают проблемы, и принимать необходимые меры и многое другое.

Опираясь на предварительно выверенные в MDM-системах данные, мы также можем внедрять сложные биллинговые системы, которые будут прогнозировать отпуск электроэнергии и, что очень важно, финансовое положение компаний. Чем точнее выявляются места потерь, тем меньше затрат будет в итоге у сетевых компаний.

Разрыв между развитой технологической частью и отстающим программным обеспечением в нашей стране очень заметен. В России нет опыта реализации крупных проектов, охватывающих миллионы потребителей, используемое ПО не апробировано в таких объемах. И важной задачей, которую решает наша компания, остается его преодоление.

Если активно заниматься отработкой программного обеспечения, то уже скоро можно будет в разы повысить эффективность систем учета и обеспечить выполнение цели, ради которой устанавливали эти счетчики. Огромные инвестиции, вложенные в обеспечение учета потребления энергоресурсов, окажутся напрасными, если мы не сможем анализировать учетные данные и принимать на основе этого анализа правильные и своевременные управленческие решения.

Возможности, которые дают информационные технологии, необходимо использовать гораздо активнее, чем это происходит сейчас. И основные средства предстоит вкладывать именно в комплексные решения.

Начало активности (дата): 25.11.2013 04:03:32

← Возврат к списку


Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений