Орган местного самоуправления планирует разместить заказ на поставку ряда бытовых энергопотребляющих устройств для обеспечения текущей деятельности. Каким минимальным классом энергетической эффективности должны обладать соответствующие устройства?
Как видно, возникла спорная ситуация. Если Вы считаете действия должностных лиц (специалистов) Ростехнадзора, решения, принятые ими в ходе осуществления государственного контроля не соответствующими требованиями действующих нормативных правовых актов, то они могут быть обжалованы в досудебном (внесудебном) и судебном порядке.
Согласно каким нормативным актам энергосберегающее оборудование (солнечные панели, теплогенераторы) должно подлежать обязательной сертификации?
Обязательной сертификации подлежат товары, произведённые на территории РФ, перечень которых регламентирован Постановлением правительства от 01.12.2009 N 982 «Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии». Данный перечень находится в открытых источниках.
Кроме того, для уточнения необходимости сертификации конкретного изделия, произведенного на территории РФ, вы можете обратиться с запросом в аккредитованный сертифицирующий орган.
В каком нормативном правовом акте предусмотрено обязательное использование тепловизоров при проведении энергетического обследования?
Законом № 261-ФЗ не регламентируется применение тепловизоров при проведении энергетического обследования. Однако получение некоторых данных для заполнения энергетического паспорта требует проведения неразрушающего обследования (например, тепловизионного). К тому же, саморегулируемые организации в области энергетического обследования вправе сама устанавливать требования к приборному парку своих членов, необходимому для проведения энергетического обследования.
Какими документами необходимо руководствоваться при выполнении пункта 27.1 раздела 10.1 «Мероприятия по обеспечению соблюдения требований энергетической эффективности и требований оснащенности зданий, строений и сооружений приборами учета используемых энергетических ресурсов» Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 13 апреля 2010 года № 235?
При разработке раздела «Мероприятия по обеспечению соблюдения требований энергетической эффективности и требований оснащенности зданий, строений и сооружений приборами учета используемых энергетических ресурсов», кроме требований можно руководствоваться, в частности, следующими нормативными правовыми и нормативно-техническими актами:
- постановление Правительства Российской Федерации от 25 января 2011 года № 18 «Об утверждении Правил установления требований энергетической эффективности для зданий, строений, сооружений и требований к правилам определения класса энергетической эффективности многоквартирных домов»;
- СНиП 23-02-2003 «Тепловая защита зданий»;
- СП 23-101-2004 «Проектирование тепловой защиты зданий».
Ключевую роль при обеспечении соблюдения требований энергетической эффективности зданий, строений, сооружений должен играть приказ Минрегиона России «Об утверждении требований энергетической эффективности зданий, строений, сооружений», который пока не зарегистрирован в Минюсте России и не вступил в силу.
При разработке проектной документации на объекты капитального строительства также можно использовать строительные нормы субъектов Российской Федерации, например, для Санкт-Петербурга - ТСН 23-340-2003 «Энергетическая эффективность жилых и общественных зданий. Нормативы по энергопотреблению и теплозащите».
В то же время в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 7 Градостроительного кодекса Российской Федерации в настоящее время к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области градостроительной деятельности отнесено утверждение региональных нормативов градостроительного проектирования. В этой связи, полномочия субъектов Российской Федерации по разработке градостроительных норм и правил действующим Градостроительным кодексом Российской Федерации не предусмотрены.
Как было отмечено в определении Верховного Суда Российской Федерации от 15 августа 2007 года № 78-ГО7-32 по делу по заявлению заместителя прокурора Санкт-Петербурга о признании недействующими распоряжения Администрации Санкт-Петербурга от 30 июня 2003 года
№ 1551-р «Об утверждении территориальных строительных норм Санкт-Петербурга «Энергетическая эффективность жилых и общественных зданий. Нормативы по энергопотреблению и теплозащите» (ТСН 23-340-2003 Санкт-Петербург) по кассационной жалобе представителя Правительства Санкт-Петербурга на решение Санкт-Петербургского городского суда от 30 марта 2007 года, которым заявление прокурора было удовлетворено, судом (первой инстанции) правильно отмечено, что территориальные строительные нормы Санкт-Петербурга являются по существу стандартами по проектированию и строительству. В то же время в силу пункта «р» статьи 71 Конституции Российской Федерации вопросы установления стандартов, в том числе относящихся к строительным нормам и правилам, находятся в ведении Российской Федерации.
В этой связи судом правильно указано, что в настоящее время соответствующими действующему законодательству являются стандарты по проектированию и строительству, утвержденные Госстроем России в силу полномочий, предоставленных Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 января 1999 года № 95, по разработке, принятию и вводу в действие государственных стандартов и инструкций в области строительства и архитектуры. При таких обстоятельствах Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила решение Санкт-Петербургского городского суда от 30 марта 2007 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя Правительства Санкт-Петербурга – без удовлетворения.
В некоторых субъектах Российской Федерации, например, в городе Москве, как правило, конфликты такого рода возникают чрезвычайно редко, при этом выводы судов первой и кассационной инстанций не бесспорны. Тем не менее, в настоящее время включение в территориальные строительные нормы требований к энергетической эффективности является уязвимым, как и сами территориальные строительные нормы.
Какие меры предусмотрены Федеральным законом от 23.11.2009 № 261-ФЗ в случае, если собственники жилых домов, собственники помещений в многоквартирных домах не обеспечили оснащение таких домов приборами учета используемых энергетических ресурсов до 1 июля 2012 года?
До 1 января 2012 года (в отношении объектов, предусмотренных частями 3 и 4 настоящей статьи), до 1 июля 2013 года (в отношении объектов, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, в части оснащения их приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, в том числе оснащения многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальных квартир) приборами учета используемых воды, электрической энергии) и до 1 января 2016 года (в отношении объектов, предусмотренных частями 5.1 и 6.1 настоящей статьи, в части оснащения их приборами учета используемого природного газа) организации, указанные в части 9 настоящей статьи, обязаны совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют, объектов, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям инженерно-технического обеспечения и которые в нарушение требований частей 3 - 6.1 настоящей статьи не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок. Лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно обеспечить допуск указанных организаций к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов и оплатить расходы указанных организаций на установку этих приборов учета. В случае отказа от оплаты расходов в добровольном порядке лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно также оплатить понесенные указанными организациями расходы в связи с необходимостью принудительного взыскания. При этом граждане - собственники жилых домов, дачных домов или садовых домов, граждане - собственники помещений в многоквартирных домах, не исполнившие в установленный срок обязанностей, предусмотренных частями 5 - 6.1 настоящей статьи, если это потребовало от указанных организаций совершения действий по установке приборов учета используемых энергетических ресурсов, оплачивают равными долями в течение пяти лет с даты их установки расходы указанных организаций на установку этих приборов учета при условии, что ими не выражено намерение оплатить такие расходы единовременно или с меньшим периодом рассрочки. В случае предоставления рассрочки расходы на установку приборов учета используемых энергетических ресурсов подлежат увеличению на сумму процентов, начисляемых в связи с предоставлением рассрочки, но не более чем в размере ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату начисления, за исключением случаев, если соответствующая компенсация осуществляется за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета. После 1 января 2012 года (в отношении объектов, указанных в частях 3 и 4 настоящей статьи, и введенных в эксплуатацию после дня вступления в силу настоящего Федерального закона аналогичных объектов), после 1 июля 2013 года (в отношении предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи объектов и введенных в эксплуатацию после дня вступления в силу настоящего Федерального закона аналогичных объектов в части оснащения их приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, в том числе оснащения многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальных квартир) приборами учета используемых воды, электрической энергии) и после 1 января 2016 года (в отношении предусмотренных частями 5.1 и 6.1 настоящей статьи объектов и введенных в эксплуатацию после дня вступления в силу настоящего Федерального закона аналогичных объектов в части оснащения их приборами учета используемого природного газа) положения настоящей части должны выполняться во всех случаях выявления указанными организациями фактов нарушений установленных настоящей статьей требований об учете используемых энергетических ресурсов с применением приборов их учета и неустранения таких нарушений совершившим их лицом до истечения двух месяцев с момента их выявления. Указанные организации при выявлении фактов невыполнения собственниками приборов учета используемых энергетических ресурсов обязанности по обеспечению надлежащей эксплуатации этих приборов учета и неустранении такого невыполнения до истечения двух месяцев с момента его выявления также обязаны приступить к эксплуатации этих приборов учета с отнесением понесенных расходов на собственников этих приборов учета. Собственники этих приборов учета обязаны обеспечить допуск указанных организаций к приборам учета используемых энергетических ресурсов и оплатить расходы указанных организаций на их эксплуатацию, а в случае отказа от оплаты расходов в добровольном порядке оплатить понесенные указанными организациями расходы в связи с необходимостью принудительного взыскания.