Горячая линия

по вопросам энергосбережения

8-800-2000-261

бесплатно круглосуточно

Новости энергосбережения

Почему энергосбережение и энергоэффективность в Украине разделяют, несмотря на их взаимодополняемость?

12 Марта, 2013

Тема энергосбережения и энергоэффективности в украинском обществе в последние годы продолжает набирать популярности, особенно когда возникают газовые проблемы с Россией. Об этом начинают говорить не только специалисты – просыпается интерес и у государственных чиновников, и у украинских средств массовой информации. Как на этом фронте у нашей державы? Что нового придумали ответственные за этот вопрос чиновники? Как оценивает украинский бизнес перспективы снижения энергозатрат на своих предприятиях?

К истории вопроса

Вопросами энергосбережения украинские власти озаботились еще на заре становления Украины как государства. В далеком 1994 г. был принят Закон Украины «Об энергосбережении», носивший больше декларативный характер. Но все же закон определил, что та-кое «энергосбережение» и что оно в себя включает.

Во исполнение положений закона правительство своим постановлением в феврале 1997 г. утвердило «Комплексную государственную программу энергосбережения Украины». В документе отмечалось, что на основе анализа существующего состояния и прогнозов развития экономики необходимо разработать основные направления государственной политики энергосбережения, которые предусматривали создание нормативно-правовой базы энергосбережения, формирование благоприятной экономической среды, создание целостной и эффективной системы государственного управления энергосбережением. При этом отмечалось, что в структуре потенциала энергосбережения наибольший удельный вес имеет:

  • промышленность – 58-59%;
  • ТЭК – 19-20%;
  • коммунально-бытовое хозяйство – 11-12%;
  • транспорт – 7-7,7%;
  • сельское хозяйство – 3-3,5%.

Для реализации программы в период до 2010 г. планировалось выделить государственные средства или привлечь инвестиции на сумму около $6 млрд. Серьезный задел на будущее, учитывая, что ожидаемый экономический эффект к концу реализации программы составил бы $4,7 млрд и сокращение объемов неэффективного расхода топливно-энергетических ресурсов на 108 млн т условного топлива.
Согласно лучшим традициям эпохальности, были определены и этапы ее реализации:

  • 1997-1998 гг. – первый этап. Основной акцент делали на пресечении неоправданного потребления топлива и энергии с внедрением в жизнь некапиталоемких энергосберегающих технологий. Это позволило бы снизить расходы топливно-энергетических ресурсов (ТЭР) на 10-15% и сэкономить свыше $200 млн. В этот период были заложены основы государственной политики, которые базировались на фискальных и административных методах управления.
  • 1998-2000 гг. В ходе второго этапа предполагалось провести мероприятия по повышению энергоэффективности сущеc­твующего технического и технологического потенциала, тем самым обеспечивая сбережение еще 15-25% неэффективно потребляемого объема ТЭР и экономию около $300 млн. Но уже к концу второго этапа стало очевидно, что программа не выполняется: экономия ТЭР по состоянию на 2000 г. составила 12 млн т условного топлива (30%) от прогнозируемого объема (до 2000 г. предусматривалось сэкономить 36 млн т).
  • Третий этап, который завершился в 2010 г., предполагал структурную перестройку экономики Украины, что позволило бы уменьшить потребности в ТЭР до 30%, стабилизировать их потребление и достичь оптимального уровня энергообеспечения.

Иными словами, уже к 2010 г. экономика Украины должна была стать энергосберегающей с ростом инвестиционной привлекательности государства и объемов зарубежных инвестиций в энергосберегающие проекты. Даже по предварительным оценкам ожидалось, что в этой сфере будет работать около $15 млрд.
Но между желаемым и реализованным существует огромная разница.

Фактически, как и десятилетие назад, бизнес на рынке энергосбережения Украины продолжает пребывать на начальной стадии развития. Основным барьером для привлечения крупных инвестиций является отсутствие авторитетных энергосберегающих компаний, обеспечивающих надежный проектный менеджмент, что гарантирует инвестору величину будущей экономии и сроки возврата инвестиций. Подобные структуры в Украине отсутствуют, их нет и внутри существующих финансово-промышленных групп.
Таким образом, все усилия по стимулированию энергосбережения в стране оказались всего лишь голым теоретизированием, а миро-вой опыт по решению проблем в этой сфере пока сосредоточен в узком кругу украинских специалистов.

Подробнее материал читайте в журнале «Терминал» №3 (589) от 23 января с.г.


Источник: http://oilreview.kiev.ua/

← Возврат к списку

Круглосуточная горячая линия