12 Марта, 2013
Вопросами энергосбережения украинские власти озаботились еще на заре становления Украины как государства. В далеком 1994 г. был принят Закон Украины «Об энергосбережении», носивший больше декларативный характер. Но все же закон определил, что та-кое «энергосбережение» и что оно в себя включает.
Во исполнение положений закона правительство своим постановлением в феврале 1997 г. утвердило «Комплексную государственную программу энергосбережения Украины». В документе отмечалось, что на основе анализа существующего состояния и прогнозов развития экономики необходимо разработать основные направления государственной политики энергосбережения, которые предусматривали создание нормативно-правовой базы энергосбережения, формирование благоприятной экономической среды, создание целостной и эффективной системы государственного управления энергосбережением. При этом отмечалось, что в структуре потенциала энергосбережения наибольший удельный вес имеет:
Для реализации программы в период до 2010 г. планировалось выделить государственные средства или привлечь инвестиции на сумму около $6 млрд. Серьезный задел на будущее, учитывая, что ожидаемый экономический эффект к концу реализации программы составил бы $4,7 млрд и сокращение объемов неэффективного расхода топливно-энергетических ресурсов на 108 млн т условного топлива.
Согласно лучшим традициям эпохальности, были определены и этапы ее реализации:
Иными словами, уже к 2010 г. экономика Украины должна была стать энергосберегающей с ростом инвестиционной привлекательности государства и объемов зарубежных инвестиций в энергосберегающие проекты. Даже по предварительным оценкам ожидалось, что в этой сфере будет работать около $15 млрд.
Но между желаемым и реализованным существует огромная разница.
Фактически, как и десятилетие назад, бизнес на рынке энергосбережения Украины продолжает пребывать на начальной стадии развития. Основным барьером для привлечения крупных инвестиций является отсутствие авторитетных энергосберегающих компаний, обеспечивающих надежный проектный менеджмент, что гарантирует инвестору величину будущей экономии и сроки возврата инвестиций. Подобные структуры в Украине отсутствуют, их нет и внутри существующих финансово-промышленных групп.
Таким образом, все усилия по стимулированию энергосбережения в стране оказались всего лишь голым теоретизированием, а миро-вой опыт по решению проблем в этой сфере пока сосредоточен в узком кругу украинских специалистов.